Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Приветствую Вас, Гость · RSS 27.05.2018, 12:51

    Главная » 2018 » Май » 10 » Сергей Кононенко: Минпромторг предлагает существенно увеличить долю российского машиностроения в нефтегазовой отрасли
    13:16
    Сергей Кононенко: Минпромторг предлагает существенно увеличить долю российского машиностроения в нефтегазовой отрасли
    Москва. В России к 1 июля в соответствии с «антикризисным планом» Правительства РФ должен быть выработан полный комплекс инструментов поддержки проектов в сфере импортозамещения. В общей сложности речь идет о реализации примерно 2,5 тыс. проектов. Прежде всего, это касается таких сфер промышленности, как производство нефтегазового оборудования, машиностроение, радиоэлектроника, химическая промышленность, металлургия и ряд других отраслей. Импортозамещение в нефтегазовой сфере – одна из ключевых тем Плана, так как за последние десятилетия отечественные производители снизили свою долю присутствия на рынке российской добычи до 40%. О том, как реализуется программа импортозамещения в нефтегазовой отрасли, Агентству нефтегазовой информации рассказал заместитель директора департамента металлургии и тяжелого машиностроения Минпромторга РФ Сергей Кононенко. На эту должность он назначен буквально сегодня.

    - Сергей Юрьевич, какова доля участия российской промышленности в обеспечении нефтегазовых компаний?
    - Затраты на продукцию нефтегазового машиностроения на российском рынке в 2014 году составили 14,5 млрд. долларов США из которых только 40% пришлось на отечественную продукцию. В целом, не смотря на высокую долю импорта, динамика производства продукции российскими производителями в 2010 – 2014 гг. является положительной (рост на 17%).
    Согласно утвержденному от 3 ноября 2014 года Правительством РФ Плана мероприятий по снижению зависимости от импорта в ТЭК, ожидается в течение ближайших 5 лет существенное снижение доли импортируемых технических средств по всей технологической цепочке нефтегазового комплекса и увеличение доли участия российской промышленности в этой отрасли. Таким образом, к 2020 году
    средняя доля импорта в потреблении продукции нефтегазового машиностроения сократится с 60% до 43%.

    - Еще полгода назад многие эксперты, а также представители бизнеса не до конца верили в эффективность программы импортозамещения. Как изменилась ситуация сегодня? Какая часть зарубежного оборудования и технологий может быть в ближайшее время заменена на отечественную?
    - В отраслевом плане по импортозамещению в нефтегазовой отрасли указано более 40 позиций по укрупненным видам нефтегазового оборудования, техническим и программным средствам. По некоторым видам оборудования, например, по системам подводных добычных комплексов, доля импорта должна упасть к 2020 г. с 90% до 70%. Это очень важно, так как данное оборудование предназначено, в том числе для работы на арктическом шельфе. Также существенно должен быть снижен импорт компрессорных установок (с 80% до 60%), подземного оборудования для закачивания скважин с применением множественного гидроразрыва пласта (с 95% до 80%) и др.

    - Принимают ли участие недропользователи в формировании списков необходимого для замещения оборудования?
    - При Минпромторге в январе текущего года сформирован научно-технический совет (НТС) по развитию нефтегазового машиностроения, в рамках которого сформированы экспертные группы. По результатам их совещаний приказом Минпромторга России от 27.03.2015 №609 был утвержден перечень оборудования, технических устройств, комплектующих (в том числе элементной базы), программного обеспечения, а также услуг (работ) для топливно-энергетического комплекса, подлежащих импортозамещению в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

    - Сергей Юрьевич, расскажите более подробно о деятельности экспертных групп. С какими российскими производителями уже удалось наладить контакт?
    - Экспертными группами НТС был проведен анализ потребностей в импортном оборудовании по всем крупнейшим нефтегазовым компаниям с целью выявления конкретной номенклатуры технических средств, которые в настоящее время закупаются у зарубежных поставщиков и выявили так называемые «красные зоны», т.е. группы технических средств доля которых критически высока (более 70%), отсутствие доступа к которым может привести к остановке производства, и как следствие, к потенциальной угрозе национальной безопасности России. По каждой из «красных зон» после глубокой проработке модераторами экспертных групп предложены программы импортозамещения, включающие в себя дорожные карты мероприятий до 2020 года и бюджетную оценку.
    По результатам деятельности экспертных групп, как я уже говорил, утвержден перечень оборудования и услуг подлежащих импортозамещению.
    Приведу пример одного предприятия. Буквально недавно мы были во Владимирской области, в Гусь-Хрустальном. Там есть завод «Гусар», который специализируется на выпуске трубопроводной арматуры для нефтегазовой промышленности, и его продукция успешно используется на трубопроводах, предназначенных для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного газа, а также различных агрессивных сред, воды и водяного пара.
    У «Гусара» есть деловой партнер – компания «Конар», которая производит опоры трубопроводов, фланцы, задвижки и прокладки, которые до этого приобретались полностью по импорту. «Конар» организовал на базе старого обанкротившегося завода в Челябинске совместное российско-итальянское предприятие, взял по более или менее комфортным ставкам кредит в ВТБ, и сегодня там работает сталелитейное производство, позволяющее получать свои крупногабаритные отливки из высококачественных углеродистых и нержавеющих марок стали, а не закупать импортные.
    И сегодня «Конар» стал участником соглашения в числе нескольких других компаний, в том числе иностранных, с «Транснефтью» по организации полного цикла производства насосного оборудования на территории России в Челябинске. И это лишь один из примеров.

    - Из-за кризиса СМИ регулярно дают прогнозы на заморозку или сокращение финансирования программ, пользующихся бюджетной поддержкой. В каких объемах сохранится господдержка нефтегазового машиностроения и производства нефтегазового оборудования?
    - В настоящее время для поддержки проектов локализации нефтегазового оборудования на территории России в полном объеме реализуются следующие меры господдержки предприятий нефтегазового машиностроения:
    • финансовая поддержка модернизации производственных мощностей предприятий;
    • субсидирование затрат на НИОКР для новых разработок;
    • выдача льготных кредитов из Фонда развития промышленности;
    • совершенствование таможенно-тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса, в том числе увеличение ставок ввозных таможенных пошлин по ряду товарных позиций продукции нефтегазового комплекса при наличии отечественных аналогов
    • разработка механизмов стандартизации и сертификации отечественной продукции с целью включения в проекты российских нефтяных и газовых компаний отечественных технических решений и участия в данных проектах отечественных производителей технологического оборудования.
    • компенсация части кредитной ставки по взятому кредиту
    • создание консорциумов или совместных предприятий с участием производителей нефтегазового оборудования и потребителей (нефтегазовых компаний)
    • создание межотраслевого многофункционального испытательного центра нефтегазового комплекса и др.
    Со стороны государства в реализации проекта по импортозамещению могут принять участие Фонд развития промышленности, Внешэкономбанк и другие государственные институты развития.

    - Как вы считаете стоит ли в крупнейшей нефтегазовой провинции – в Югре развивать систему полигонов для апробации новых технологий добычи?
    - В Югре необходимо создавать испытательные полигоны для тестирования инновационного оборудования не только в сфере нетрадиционной нефтегазодобычи, но и традиционной. Минпромторг России не раз озвучивал такое мнение.
    Не секрет, что отечественный нефтегазосервис переживает не лучшие времена. Отсутствие доступных кредитов и господдержки, неплатежи и длительные сроки оплаты услуг, инфляция и прочие проблемы в скором времени, по мнению экспертов, могут привести к «истощению» российской нефтегазосервисной отрасли.
    Для более эффективного продвижения и внедрения инновационных разработок Югре необходимы полигоны для апробации новых технологий добычи "обычной" и трудноизвлекаемой нефти, ведь оборудование и технологии отечественных компаний, участвующих в импортозамещении, необходимо тестировать, интенсивно работать над их улучшением, причем с доступными условиями входа на полигон. Ведь нефтяные компании крайне не охотно идут на предоставление своих производственных мощностей в качестве пилотных площадок. Этот вопрос, в том числе обсуждается в рамках Научно-технического Совета.

    - Какое оборудование для нефтегазовой отрасли пока еще сложнее всего заместить? От чего мы пока не можем отказаться?
    - В наибольшей зависимости от импорта находятся следующие номенклатурные позиции оборудования, технических устройств, комплектующих и услуг для нефтегазового комплекса РФ:
    • оборудование подземное для закачивания скважин с системой селективного управления, парогенераторы и изолированные термостойкие трубы – (доля импорта – 95%);
    • ГРП и другие технологии воздействия на продуктивный пласт и призабойную зону – (доля импорта – 92%);
    • роторно-управляемые системы, навигационное оборудование определения положения бурового инструмента, оборудование по управлению буровым устройством – (доля импорта – 83%);
    • прикладное программное обеспечение – (доля импорта – 90%);
    • инженерное Программное обеспечение (ПО моделирования) – (доля импорта – 90%);
    • промышленное программное обеспечение (АСУ ТП) – (доля импорта – 91%);
    • криогенные насосы высокого и низкого давления для перекачки СПГ – (доля импорта – 80%);
    • газораздаточные колонки СПГ с коммерческим учетом – (доля импорта – 90%);
    • бортовые топливные системы для автотранспортных средств, использующих СПГ в качестве моторного топлива – (доля импорта – 90%), а также еще более 50 наименований.

    - Сергей Юрьевич, в каких видах импортозамещающей продукци преуспевают отечественные производства?
    - Несмотря на высокий уровень зависимости от импорта оборудования в нефтегазовой отрасли по ряду следующих товарных позиции отечественные производители в настоящее время занимают достаточно устойчивые позиции: погружное нефтедобывающее оборудование; трубопроводная арматура; насосное оборудование; буровое оборудование.
    При этом в настоящее время Минпромторгом России организован сбор инвестиционных проектов, направленных на локализацию или разработку собственных технологий и производство оборудования.
    Например, «Уралмаш» разрабатывает системы привода для установок бурения вторых и горизонтально-направленных стволов. «Пермская компания нефтяного машиностроения» договорилась с потребителями об испытании новейшего комплекса роторной управляемой системы (для буровых установок).
    Для крупнейших российских нефтяных компаний ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» и других разработаны целые линейки погружного нефтедобывающего оборудования: энергоэффективные, малогабаритные, высокотемпературные центробежные установки, насосы для добычи вязкой нефти. Такое производство налажено группами компаний Борец, Новомет, Римера. Группа компаний Борец разработала уникальный погружной линейный привод для плунжерного насоса, позволяющий добывать нефть в скважинах глубиной до 4000 метров, не доступных для устаревших штанговых приводов насосов-качалок.
    На ОАО «Буланашский машиностроительный завод», входящего в состав холдинга ПГ «Генерация», успешно проведена контрольная сборка и завершен цикл испытаний модульной двухэшелонной кустовой буровой установки «УБК 320 МКС-Ч», грузоподъемностью 320 тонн. Данная буровая изготовлена по российско-канадскому проекту и адаптирована к производству и эксплуатации в РФ. Буровые установки подобного типа имеют ряд преимуществ по сравнению с уже выпускаемыми в России установками.

    - Корейские и китайские нефтесервисные компании проявляют интерес к сотрудничеству с Тюменской областью – крупнейшей нефтегазодобывающей провинции России. Как развивается сотрудничество со странами АТР в вопросах замещения нефтегазового оборудования?
    - Мы в активном поиске деловых партнеров, посещали предприятия Китая, изучали площадки в Индии и Южной Корее. И, конечно же, Япония, которая тоже, к сожалению, ввела санкции, но мы пытаемся с ними общаться. Здесь возникают серьезный выбор и конкуренция между двумя взаимозамещающими линейками – европейской и азиатской. Нужно понять, насколько у нас нет движения в партнерстве с европейцами, и тогда уже определять отношения с китайцами и другими азиатскими поставщиками.

    - Какое оборудование или технологии готовы нам предоставить предприятия стран АТР?
    - В результате введенных санкций западными странами на рынок нефтесервиса России все больше выходит китайское оборудование.
    Дело в том, что в Китае производится немало оборудования западных компаний, аналоги которого уже производят сами китайцы. В отсутствие западного оборудования и российских аналогов, на запуск производства которых может уйти до 5 лет, китайское оборудование может существенно помочь российскому нефтесервису. Сейчас Китай стремительно развивает мощности производства того оборудования, которое пока Россия производить не может в достаточных объемах. Это оборудование для бурения скважин с горизонтальным окончанием, для проведения гидроразрыва пласта (ГРП) и т.д.
    Просмотров: 10 | Добавил: cheldere1971 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz