Тот, кто хочет увидеть, где реализуется самый грандиозный строительный проект крупнейшего газового концерна мира, должен отвести взгляд от Европы и направить его вглубь Азии. Там, недалеко от самого древнего пресноводного озера мира Байкала, лесоповальные машины прорубают бесконечную прямую просеку сквозь тайгу. В глуши юго-востока Сибири краны, как неутомимые металлические монстры, укладывают трубы диаметром 1,42 метра в болотистую землю холмистого и безлюдного края.
«Сила Сибири» — так называется новый газопровод, над которым сейчас напряженно работает Газпром, регулярно публикуя сводки о ходе строительства.
1629,3 километра уже проложены, сообщил Газпром 21 марта, это составляет 75,5 % российского отрезка трассы, ведущей от Чаядинского месторождения на севере от Байкала до Благовещенска, города на границе с Китаем в 7800 км от Москвы. <Но так как потребности Китая в газе растут быстрее собственного производства (в прошлом году на 15%), соответственно увеличивается и его импорт. До 2030 года он может достичь ежегодного потребления в 200 миллиардов кубических метров и даже более, как предрекают китайские статистические службы. Частично нынешние потребности в импортном трубопроводном газе покрываются за счет поставок из бывших среднеазиатских советских республик Казахстана и Туркменистана, где Китай уже давно вытеснил других претендентов на газ. Тем временем самая населенная страна в мире стала еще и вторым по значимости импортером сжиженного газа, опередив Южную Корею и отставая лишь от Японии. Только Газпром до сих пор ничего от этого не выиграл, потому что он, во-первых, проспал мировой тренд в сторону сжиженного газа, а, во-вторых, Китай отказывался от долговременного договора по строительству газопровода.
То, что Китай и раньше мог вести себя с русскими по-другому, если бы только хотел, доказывают относительно быстрое подключение китайцев к российскому проекту по сжиженному газу, осуществляемому конкурентом Газпрома концерном «Новатэк», или судьба российского нефтяного концерна «Роснефть», который еще полтора десятилетия назад упал в объятья переживающего подъем китайского дракона.
Многие миллиарды долларов, выплаченные китайцами в качестве предоплаты за поставки нефти, позволили российскому государственному концерну расширить свое присутствие по всему миру. Так, Роснефть подписала в 2013 году договоры на 25 лет в общей сложности на 270 миллиардов долларов, согласно которым поставки в Китай увеличатся вдвое. Поднебесная уже давно стала важнейшим клиентом Роснефти.
Газпром хорошо зарабатывает только в Европе
А вот Газпрому в Пекине до 2014 года давали от ворот поворот. Поэтому концерн был приговорен к любви-ненависти с Западом — он зарабатывал деньги только в Европе и из-за отсутствия других возможностей для экспорта газа больше зависел от Европы, чем она от него. Тут и в будущем мало что изменится.
Потому что даже при нынешней относительно низкой цене на газ в 180-190 долларов за 1000 кубических метров Газпром прекрасно зарабатывает в Европе. В то же время, считают эксперты, экспорт Газпрома в Китай оправдает себя лишь при цене значительно выше 300 долларов. К этому прибавляется еще и огромная разница в объемах поставок.
Газпром поставит в Китай 38 миллиардов кубических метров газа. А в Европу, включая Турцию, в прошлом году было поставлено рекордное количество газа — 192,2 миллиарда кубических метров, что, правда, составило 32% газового рынка внутри ЕС. Кроме того, Европа вот уже несколько лет как освободилась от слишком большой зависимости от России, проложив газопроводы для возможных реверсных поставок газа из одной страны Европейского союза в другую. Кроме того, ЕС построил огромное количество терминалов для приема сжиженного газа. Их общая вместимость составляет 220 миллиардов кубических метров. Правда, до сих пор терминалы задействованы лишь на 25%, как утверждают в Международном газовом союзе.
ЕС меньше зависит от Газпрома, чем наоборот
В то время, как ЕС значительно уменьшил свою зависимость от России, Газпром также сделал первый шаг к своей эмансипации. Но «Сила Сибири» поможет ему в этом лишь в незначительной степени. Ведь этот газопровод — часть российского проекта Газпрома, цель которого развить инфраструктуру газодобычи на Дальнем Востоке и освоить месторождения региона.
Проект обойдется Газпрому в 55 миллиардов долларов. В том числе и по этой причине доходы концерна в прошлом году упали на три четверти и составили 100 миллиардов рублей (1,42 миллиарда евро). Инвестиционный бюджет с 2013 года постоянно растет, и каждый год он бывает превышен как минимум на одну четверть.
Но вот наконец на 2018 и 2019 годы концерн заложил самый большой инвестиционный бюджет в своей истории, с помощью которого он должен будет осуществить свои инфраструктурные проекты. К ним, помимо «Силы Сибири», относятся еще и два других трубопровода — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» в Европу и Турцию. В конце концов, русские боятся зависимости от Европы меньше, чем европейцы зависимости от русских.
|